4 совета начинающим
пианистам: как играть красиво и
легко?
Как развить беглость пальцев на фортепиано?
Беглость пальцев – это ключ к уверенной и виртуозной игре.
Если вы хотите, чтобы руки свободно «летали» по клавиатуре,
вам нужно правильно тренироваться.
1. Гаммы и арпеджио – фундамент техники. Каждый день
уделяйте время гаммам и арпеджио в разных тональностях. Это
поможет вашим пальцам двигаться плавно и быстро, а кисти –
свободно и расслабленно. Не играйте их механически – следите
за качеством звука и ощущением лёгкости в руках. Гаммы и
арпеджио – это очень мощный инструмент, для прокачки
беглости ваших пальцев. Не стоит недооценивать это
упражнение!
2. Этюды – тренажёр для скорости. Хороший пианист – это тот, кто
развивает пальцы целенаправленно. Технические этюды – ваш
главный инструмент. Они помогут:
1. Проработать слабые пальцы.
2. Ускорить сложные пассажи.
3. Сделать игру более чёткой и уверенной.
Начните с этюдов Черни, Мошковского или Листа – и
почувствуете разницу. Лично я обожаю изучать новые этюды
Листа. Могу похвастаться Ля Кампанеллой, Грезами Любви и
Трансцендентным этюдом 1. Выбирайте автора который вам по
душе и вперед!
3. Медленная практика – залог скорости
Парадокс, но чем медленнее вы отрабатываете движения, тем
быстрее они станут. Это так работает, по той причине что у нас
есть мышечная память. Наши руки запоминают лучше
медленные движения и рукам легче ускорять эти движения.
Начиная с детства мы учимся разговаривать медленно, с
возрастом наша речь ускоряется, так как у нас появилась
мышечная память. То же самое и с музыкой, наши руки учат язык
музыки, начиная медленно вам будет легче ускориться.
Начинайте с медленного темпа, прорабатывая каждое движение
чисто и ровно, а затем постепенно ускоряйте.
Если вы хотите играть быстро и легко, делайте правильные
упражнения, работайте осознанно, не форсируйте скорость и
самое главное получайте удовольствие от занятий! Регулярные
тренировки сделают вашу игру гибкой, точной и уверенной – и
никакие сложные пассажи не будут для вас преградой!
Как улучшить координацию рук на фортепиано?
Координация рук – один из ключевых навыков, который
необходимо развивать каждому пианисту. Если при игре одна
рука не успевает за другой или возникает ощущение, что они не
синхронизированы, это нормально. Этот навык можно развить с
помощью систематической работы. Разберём практические
советы:
1. Разучивайте партии по отдельности
Перед тем как соединять руки, важно сначала освоить каждую
партию отдельно. Это помогает мозгу обработать информацию и
выстроить чёткие движения.
Как тренироваться:
• Сначала выучите правую руку и добейтесь чистого
исполнения.
• Затем отработайте левую, добиваясь точности.
• После этого соедините руки в медленном темпе, следя за
ритмом и равномерностью игры.
Даже если кажется, что партии уже освоены, не спешите сразу
переходить к быстрому темпу. Дайте мозгу время на обработку
информации.
Даже профессиональные пианисты, разбирают сначала правую
руку, а затем левую. Только убедившись что они полностью
разобрали правую и левую руку – они соединяют руки в
медленном темпе, следят за ритмом и правильностью игры.
2. Играйте с метрономом
Метроном – полезный инструмент, который помогает развить
ритмическую точность и синхронизировать руки. Он помогает
добиться стабильности, устранить замедления и ускорения, а
также подготовиться к более сложным произведениям.
Как тренироваться:
1. Начинайте с медленного темпа, чтобы контролировать
каждое движение.
2. Следите за тем, чтобы обе руки двигались ровно и
синхронно.
3. Постепенно увеличивайте скорость, сохраняя точность
исполнения.
Вы можете повышать скорость произведения по 5-10 BPM.
Например, вы начали тренироваться с ритмом в 100BPM,
почувствовав уверенную игру с этим ритмом вы можете
повысить скорость ритма до 110BPM. И так пока не дойдёте до
оригинального ритма. Не стоит пренебрегать ритмом, так как
правильный ритм – это ключ к правильному исполнению. Ни
один слушатель не дослушает до конца музыку со сбитым
ритмом.
3. Специальные упражнения для координации
Существуют упражнения, направленные на развитие
независимости рук. Они помогают выработать контроль и
подготовить пальцы к сложным фактурам. Давайте разберём
полезные упражнения:
• «Крестики» – одна рука играет ровные четверти, другая –
триоли. После освоения меняйте руки.
• «Волны» – одна рука играет плавные легато-ноты, другая –
отрывистые стаккато.
• Полиритмия – одна рука играет две ноты за такт, другая –
три. Это продвинутая техника, которую можно услышать
например в произведении Шопена – Фантазия Экспромт.
Так что, можете думать, что вы развиваете навыки для игры
музыки Шопена!
Вначале эти упражнения могут показаться сложными, но
регулярная практика приведёт к видимому результату. Самое
главное – это не сдаваться! Продолжайте идти вперёд пока у вас
не получится. Четыре года назад, когда я только начал учиться
играть Фантазия-Экспромт. Мне потребовалось три месяца
ежедневной практики, чтобы понять как играть полиритмию.
Лишь спустя три месяца, у меня получилось сыграть первые две
строчки Шопена. Звучит сумасшедше, за три месяца освоить
всего-то две строчки?! Да, это было так. Но эти две строчки
вывели меня на совершенно другой уровень! Так что
тренируйтесь и не сдавайтесь!
4. Медленный темп – залог скорости
Чтобы добиться точности и уверенности в игре, важно начинать
с медленного темпа. Чем медленнее разучивается материал, тем
быстрее руки смогут адаптироваться и ускориться в
дальнейшем:
1. Играйте медленно, концентрируясь на движениях. Важно
чтобы каждый звук звучал чисто
2. Следите за качеством звука, чтобы не было скованности.
Музыка должна звучать плавно и свободно.
3. Постепенно увеличивайте скорость только тогда, когда руки
полностью освоили материал.
Если сразу пытаться играть сложные пассажи в быстром темпе,
велик риск ошибок и потери контроля. Начав с медленного
темпа и доведя движения до автоматизма, ускорение
произойдёт естественным образом.
Координация рук – это навык, который развивается при
регулярной и осознанной практике. Главное заниматься
системно, с интересом и любовью к музыке. Уважение к музыке –
это когда вы самого начала, даже не научившись играть
музыкальный отрывок, стремитесь играть правильно! Давайте
сделаем так, что ваша координация рук станет примером
уважения к музыке!
Как сделать игру более выразительной?
• Слушайте много музыки. Внимательно слушайте записи
профессиональных пианистов, обращая внимание на их
манеру исполнения и выразительность.
• Анализируйте музыкальные фразы. Изучайте структуру
музыкальных фраз, кульминации и динамические
изменения. Это поможет вам лучше понять логику
развития музыкальной мысли.
• Экспериментируйте с динамикой. Пробуйте играть одни и
те же фрагменты с разной громкостью, акцентами и
нюансами. Это поможет вам найти наиболее
выразительное звучание.
• Используйте педаль. Правильное использование педали
фортепиано может значительно обогатить ваше
исполнение, сделав его более певучим и выразительным.
• Экспериментируйте с динамикой. Пробуйте играть одни и
те же фрагменты с разной громкостью, акцентами и
нюансами. Это поможет вам найти наиболее
выразительное звучание.
• Визуализируйте музыкальные образы. Представляйте себе
яркие визуальные образы, которые вдохновляют вас на
эмоциональное исполнение.
Работа над выразительностью — это длительный и кропотливый
процесс.
Но, когда вы будете регулярно практиковаться, ваша игра станет
все более живой, осмысленной и эмоциональной.
Как сделать игру на фортепиано более
выразительной?
Выразительность — это то, что превращает обычное исполнение
в живую, наполненную эмоциями музыку. Если просто нажимать
на клавиши без понимания, звучание будет плоским и
безликим. Но стоит добавить оттенки, динамику, эмоции — и
музыка начнёт дышать.
Как же развить этот навык? Давай разберёмся. Во-первых,…
1. Слушайте и анализируйте музыку
Если хочешь научиться играть выразительно, начни с
прослушивания. Не просто включи запись, а вслушивайся в
детали. Как пианист играет фразы? Где он делает акценты? Как
использует динамику?
Полезно взять одно произведение и сравнить несколько
интерпретаций. Например, если слушать Шопена в исполнении
разных пианистов, можно заметить, как сильно меняется
характер музыки. После этого попробуй сыграть этот же отрывок,
вдохновляясь услышанным. А можешь, попытаться повторить
звучание пианиста которого ты послушал.
2. Понимай, что ты играешь
Музыка — это язык, и у каждой мелодии есть логика. Чтобы
играть выразительно, нужно понимать, куда ведёт фраза.
Музыкальные предложения, паузы, кульминации — всё это
важно.
Представь, что ты рассказываешь историю. Если сказать её
монотонно, без интонации, никто не будет слушать. Но если
расставить акценты, сделать паузы, менять интонацию — сразу
становится интересно. В музыке всё так же.
Чтобы понять в какой музыкальной фразе ты находишься, будет
полезно послушать исполнение других пианистов или заглянуть
в партитуру, где все акценты уже расставлены.
3. Ищи свой вариант звучания
Одна и та же фраза может звучать по-разному. Попробуй
экспериментировать:
• Сыграй её очень тихо, почти шёпотом.
• Затем резко, мощно, наполняя каждую ноту энергией.
• Попробуй сделать постепенное нарастание или наоборот
— угасание.
Так ты поймёшь, какие оттенки больше подходят к музыке.
4. Педаль как средство выразительности
Педаль — это не просто способ сделать звук длиннее, а
настоящий инструмент, который помогает передавать
настроение.
Важно не зажимать её всё время, иначе звук станет размытым и
некрасивым. Лучше менять педаль по гармонии, ощущая, где
музыка требует более чистого звучания, а где можно добавить
глубины использовать педаль.
Можно потренироваться так: сыграть один и тот же отрывок без
педали и с разными вариантами педализации. Разница будет
колоссальной.
5. Создавай образы в голове
Музыка — это не просто ноты, а целый мир. Представь, что ты
играешь не просто аккорды, а рисуешь картину. О чём эта
музыка? Что она передаёт?
Великие пианисты играют так, будто рассказывают интересную
и захватывающую историю, даже если в произведении нет слов.
Это и есть выразительность.
Выразительная игра — это сочетание понимания музыки,
контроля над звуком и свободы самовыражения. Чем больше ты
будешь пробовать, слушать и чувствовать музыку, тем
насыщеннее и интереснее станет твоё исполнение.