Овладейте игрой на фортепиано за 8 занятий!

Черные клавиши, полутон, диез и бемоль

Черные клавиши, полутон,
диез и бемоль
Если ты когда-нибудь смотрел на клавиши фортепиано, то
наверняка замечал, что на клавиатуре есть как белые, так и
чёрные клавиши. Белые легко различить, ведь у них есть свои
названия: до, ре, ми, фа, соль, ля, си. Но как быть с чёрными?
Многие новички сталкиваются с вопросами: как правильно
называть чёрные клавиши? Почему одни и те же звуки могут
называться по-разному? И зачем вообще нужны диезы и
бемоли?


В этой статье ты разберёшься в этих вопросах раз и навсегда. Ты
узнаешь:
1. Как работают полутона и чёрные клавиши.
2. Что такое диез (#) и бемоль (♭) и как они изменяют звук.
3. Почему одна и та же клавиша может называться по-разному.
После прочтения этой статьи клавиатура больше не будет
казаться тебе хаотичным набором клавиш – ты сможешь легко
ориентироваться в нотах и понимать их названия. Давай начнём!
Прежде чем научиться определять чёрные клавиши, важно
понимать, как расположены белые. Это поможет быстрее
ориентироваться на клавиатуре.
Перед тем как мы перейдём к практике и начнём искать чёрные
клавиши, нужно немного разобраться в теории.
Звуки могут быть высокими и низкими. Низкие звуки на
клавиатуре фортепиано расположены с левой стороны, поэтому
все что движется влево будет называться понижением звука.
Высокие звуки на клавиатуре фортепиано расположены с
правой стороны, поэтому все что движется вправо будет
называться повышением звука. Давайте ознакомимся с
музыкальными терминами.


Что такое полутон?
Полутон – это ближайший звук к ноте, которую вы сыграли.
Диез(#) – это повышение(вправо) звука на полтона.
Бемоль(b) – это понижение(влево) звука на пол тона.
Чтобы найти полутон, сыграйте любую ноту, а затем нажмите
ближайшую клавишу вправо или влево.
Давайте разберём на примере ноты Соль. Соль# – это
ближайшая чёрная клавиша к ноте соль СПРАВА. Сольb – это
ближайшая чёрная клавиша к ноте соль СЛЕВА.
Теперь давайте разберём на примере ноты Ре. Ре# – это
ближайшая чёрная клавиша к ноте Ре СПРАВА. В то время как,
реb –это ближайшая чёрная клавиша СЛЕВА.
Давайте разберём на примере ноты ля. Ля# – это ближайшая
чёрная клавиша к ноте ля СПРАВА. Ляb – это ближайшая чёрная
клавиша СЛЕВА.
Предлагаю разобрать уникальные случаи! У всех начинающих
возникают вопрос по поводу нот ми, фа, си, до.
Ми# – это ближайшая белая клавиша к ноте ми СПРАВА, то есть
нота фа. Это происходит потому, что между «ми» и «фа» нет
чёрной клавиши, а повышение на полтона ведёт к следующей
ближайшей ноте – «фа».
Миb – это ближайшая чёрная клавиша к ноте ми СЛЕВА.
Фа# – это ближайшая чёрная клавиша к ноте фа СПРАВА.
Фаb – это ближайшая белая клавиша к ноте фа СЛЕВА, то есть
нота ми.
Си# – это ближайшая белая клавиша к ноте си СПРАВА, то есть
нота до. Между «си» и «до» нет чёрной клавиши, поэтому
повышение на полтона приводит нас сразу к белой клавише
«до».
Сиb – это ближайшая чёрная клавиша к ноте си СЛЕВА.
До# – это ближайшая чёрная клавиша к ноте До СПРАВА.
Доb – это ближайшая белая клавиша к ноте До, то есть Си.
Возникает вопрос, зачем пианисты все так усложнили? На
самом деле дело заключается в другом.
В музыке важно не только какая нота звучит, но и как она
записана. Иногда одна и та же клавиша на пианино может
называться по-разному, чтобы сохранить логику мелодии или
аккордов.
Представь, что ты читаешь книгу, и в одном месте слово
«светлый» означает яркий цвет, а в другом — добрый характер.
Смысл один, но контекст разный. В музыке такая же логика:
разные названия одной и той же ноты помогают музыкантам
точнее понимать, как она звучит в мелодии или аккорде.

Прокрутить вверх